067 620 66 11
Перезвонить?
067 620 66 11
Перезвонить?
Каталог товаров
Бонусы
Сравнение товаров
В избранное
Каталог товаров
Сравнение товаров
В избранное
Магазини
Мастерская
Блог
Покупателям
Связаться с нами

Велоинструмент: минимальный набор

Велоинструмент: минимальный набор

Перед каждым велосипедистом встает вопрос – какой комплект инструментов нужен для домашнего пользования? Все зависит от того, какой объем работ по обслуживанию велосипеда вы готовы выполнять самостоятельно, а с какими выпросами обращаться к профессиональным веломеханикам.

Какие работы целесообразно выполнять самостоятельно? Это замена и обслуживание цепи, регулировка переключателей передач, исправление «восьмерок», регулировка втулок колес, обслуживание и замена каретки, снятие и установка кассеты, снятие и установка педалей,  демонтаж и монтаж покрышек.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

К универсальным инструментам относятся шестигранники, отвертки, гаечные ключи, мультитулы. Наиболее часто применяемые шестигранники имеют размеры 3, 4, 5, 6, 8, и более редко 10 мм. 10-мм шестигранники используются для системы SRAM. Почти все эти размеры шестигранников представлены в велосипедных универсальных инструментах – мультитулах. Шестигранники 8 и 10 мм необходимо приобретать только с длинным хвостовиком.

ЗАМЕНА И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЦЕПИ

Цепь – это наиболее быстро изнашиваемый компонент велосипеда. Несмотря на то, что подавляющее большинство цепей имеют быстросъемные замки, позволяющие снять и установить цепь без помощи специальных инструментов, при замене цепи ее почти всегда надо укоротить, поскольку цепи продаются длиной 114 или 116 звеньев, а типичное значение длины цепи для установки на велосипед равно 108-110 звеньев.

Необходимо иметь выжимку цепи. Хотя в некоторых мультитулях выжимка цепи имеется, все же гораздо более полезным будет приобрести хорошую выжимку цепи с регулируемым упором, позволяющим произвести демонтаж и монтаж соединительных пинов без перекосов и повреждения цепи. Пример достойной выжимки приведен на рисунке. Её преимущества: наличие регулируемого упора, позволяющего работать с цепями от 1 до 11-скоростных; наличие стопора, не позволяющего полностью выдавить пин из цепи, если нужна повторная его запрессовка; наличие запасных пинов – основного и запрессовочного, которым гораздо лучше производить запрессовку пинов цепи; удобные обрезиненные ручки. Недостаток у этой выжимки только один: большие габариты и вес. В дорогу ее брать вряд ли целесообразно.

выжимка цепи велосипеда

Машинка для мойки цепи. Инструмент очень полезный, но не являющийся безусловно обязательным. Многие производят мойку цепи, снимая цепь с велосипеда и моют ее в бутылке с растворителем или с моющим средством.

Калибр или измеритель износа цепи. Очень полезный инструмент, позволяющий не допустить чрезмерного износа цепи. При износе старой цепи 0.75% новая цепь работает без проскакиваний, при износе более 1% скорее всего понадобится замена и цепи и кассеты. Крайне нецелесообразно допускать величину износа более 0.75%, поскольку цена кассеты существенно превышает цену цепи.

Измеритель износа цепи велосипеда

РЕГУЛИРОВКА ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ ПЕРЕДАЧ

Специальных инструментов не требуется, достаточно регулировок самого переключателя и крестовой отвертки. Методика регулировки показана во множестве роликов на youtube.

ИСПРАВЛЕНИЕ «ВОСЬМЕРОК»

Хотя для полной переспицовки колеса лучше воспользоваться услугами квалифицированного веломеханика, устранение небольших «восьмерок» – это нетрудная операция, которую вполне можно производить своими силами. Для этого нужно иметь в хозяйстве спицевой ключ. Ниппели спиц имеют различные размеры, но самый популярный размер 3.45 мм. Желательно приобрести спицевой ключ охватывающего типа, при использовании которого риск повреждения граней ниппеля минимальный. Пример удобного спицевого ключа приведен на рисунке. При приобретении спицевого ключа стоит примерить его или проконсультироваться с кквалифицированным продавцом-консультантом. Спицевой охватывающий ключ.

спицной ключ для велосипеда

РЕГУЛИРОВКА ВТУЛОК КОЛЕС

В основном регулировки требуют втулки с насыпными подшипниками при замене смазки. Втулки с промподшипниками регулировки, как правило, не требуют. При необходимости лучше обращаться к веломеханику, поскольку нужен специализированный инструмент. Для регулировки втулок с насыпными подшипниками понадобится конусный ключ. Наиболее употребимый размер конусного ключа 15 мм.

ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЗАМЕНА КАРЕТКИ

Здесь вариантов много, они зависят от типа каретки. Могут понадобиться съемники шатунов (чаще всего при каретке типа «квадрат»), специальные ключи для демонтажа каретки. При покупке инструмента лучше всего проконсультироваться  с велмехаником или квалифицированным продавцом-консультантом. Главное, что следует учитывать при приобретении ключей: поскольку усилие затяжки каретки, а также шатунов в системах SRAM весьма значительно, хвостовики инструментов должны иметь достаточно большую длину.

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА КАССЕТЫ

При демонтаже кассеты понадобятся два инструмента – специальный ключ с отрезком велоцепи, позволяющий предотвратить прокручивание кассеты при откручивании гайки и ключ, служащий непосредственно для откручивании гайки кассеты. Для этих инструментов требование наличия большого плеча тоже актуально. Не стоит покупать универсальные короткие ключи, поскольку их применение может привести только к неудаче. При закручивании кассеты дополнительный ключ с отрезком цепи не требуется. Пример удачного и неудачного ключа для фиксации кассеты при откручивании.

Ключ для снятия и установки цепи

Снятие и установка педалей.  Педали могут закручиваться в шатуны либо с помощью специального педального ключа с узкими губками размером 15 мм, либо с помощью шестигранника 6 или 8 мм.

Демонтаж и монтаж покрышек. Эта операция производится или при проколах, или при замене старых изношенных покрышек на новые. Необходимый инструмент – бортировочные лопатки. Установку покрышки на колесо желательно производить без бортировочных лопаток во избежание повреждения камеры.

Справочные данные по моментам затяжки узлов велосипеда

  • Педали - 35-50 Нм
  • Шипы SPD педалей - 5-6
  • Болты шатуна Truvativ - 48-54 Нм
  • Каретка Hollowtech II (адаптер) - 35-50 Нм
  • Крепление триггерных манеток - 6-8 Нм
  • Крепление заднего переключателя - 8-10 Нм
  • Зажим троса в заднем переключателе - 4-6 Нм
  • Ротор (тормозной диск) - 2-5 Нм
  • Калипер - 6-10 Нм
  • Вынос руля - 10-14 Нм
  • Петух - 8-10 Нм
  • Стопорное кольцо кассеты - 30-50 Нм
  • Контргайки конусов осей - 10-25 Нм
  • Стальные болты звезды (бонки) - 8-12 Нм
  • Каретка Hollowtech II: адаптер - 35-50 Нм
  • Каретка Hollowtech II: болты левого шатуна- 12-15 Нм
  • Зажим троса в заднем переключателе - 4-6 Нм
  • Седло - 5-8 Нм